Список реализованных проектов
 
Примеры политической и социальной рекламы
 
Примеры электоральных исследований
 
Публикации
 

Своеобразие Ужгорода как одно из проявлений Украины

По заказу «Бизнес.ua» «Бюро Маркетинговых Технологий» провело социологическое исследование мироощущения жителей одного из самых колоритных городов Украины – Ужгорода. Исследование включало массовый опрос и глубинные интервью с местными экспертами (представителями бизнеса, коммунального и госуправления, средств массовой информации, общественных объединений, национальных меньшинств и местных политиков).

Ужгород - «столица» Закарпатской области, граничащая с четырьмя странами Евросоюза и последней вошла в состав СССР – о чем упоминают большинство опрошенных экспертов.

«Ужгород это самый западный областной центр Украины, со своей спецификой развития, ментальной спецификой. Вот очень хорошая вывеска: «Граница Евросоюз 2 км». Ментально мы уже там, хотя разделяют нас юридические преграды », - сказал во время экспертного интервью областной детский пульмонолог Владимир Билак.

Опрошенные эксперты считают, что Ужгород отличается относительно неплохо развитым средним и малым бизнесом. По их мнению, это – наиболее интегрированный в Европу город Украины. Одним из признаков европейскости, ужгородцы считают то, что некоторое время назад было ощутимой бытовой проблемой: отсутствие централизованного отопления.

«Мы первыми вынуждено перешли на локальные форматы отопления. То, что изначально было проблемой, стало преимуществом Ужгорода. Сегодня на наш опыт отказа от централизованного отопления может пригодится всей Украине, – в частности сказал Секретарь Ужгородского городского совета Богдан Андриев. – Ужгород можно рассматривать как пилотный проект данной сферы ЖКХ и делать соответствующие выводы в масштабах страны».

Жители региона считаю себя образцом толерантности, рады тому, что у них происходит достаточно много культурных мероприятий и надеются на туристический потенциал региона.

«Кто еще имеет столько минеральных вод, столько лесов, столько привлекательных мест, как Закарпатье? У нас три природных национальных заповедника, национальные природные парки, карпатский биосферный заповедник. Сотни памятников природы, уникальные памятники отнесенных к списку естественного и культурного наследия ЮНЕСКО», - подчеркнул декан географического факультета Ужгородского университета Степан Поп.

В Ужгороде ниже, чем в среднем по Украине доля населения «55+» 29% ( против 37% средне национальных), что не удивительно для стотысячного городка в котором действуют 9 высших учебных заведений.

«Радует то, что есть молодежь, которая хочет и готова изменить ситуацию в городе, в Ужгороде, вообще в стране», - отметила Глава областного комитета помощи солдатским матерям, женам и участникам АТО Марина Решетар.

Массовый опрос, с использованием репрезентативной выборки, показал, что для большинства населения областного центра основным языком общения является украинский – 56,2%; 31,3% пользуются двумя языками (украинским и русским) в зависимости от ситуации/собеседника; 8,9% предпочитаю говорить на русском, а 2,4% на венгерском. Характерно, что среди старшего поколения (55+) в полтора раза больше русскоязычных 12,1% ( тогда как среди граждан 18-54 лет таких около 7,5%).


На фоне языковых предпочтений интересен индикатор времени проживания в городе: если среди молодежи (18-34 года) 71,5% уроженцы Ужгорода, то среди старшего поколения таких только 37,9%.


Оценивая своё материальное положение в зависимости от затрат на питание, в категорию бедных попали 33,4% и малообеспеченных 37%. 11,9% опрошенных можно отнести к среднему классу (17,7% затруднились ответить).



При самооценке материального положения 48,7% посчитали себя бедными, 31,7% со средним доходом и 10,8% условно обеспеченными. Как и в целом по Украине, среди первой десятки проблем, которые беспокоят жителей лидируют: тарифы ЖКХ, дороги, коррупция и цены на продукты первой необходимости.


Отвечая на вопрос, что изменилось после Революции Достоинства, эксперты отметили следующие позитивные и негативные последствия:


«–»
Люди стали беднее: повышение курса валют, рост цен при постоянных заработных платах 
Стали больше носить камуфляж 
Количество свежих могил увеличилось
Возникли спекуляции на понятии «общественный активист» 
Усилились негативные тенденции в бизнесе 
В городе увеличилось количество переселенцев с Востока


«+»
У жителей вырос уровень патриотизма 
Увеличилась консолидация граждан 
У людей появилось понимание, что они могут что-то изменить
Повысившаяся общественная активность, контроль со стороны общественности 
Жители стали более сдержанными и менее агрессивными 
Доступной информации стало больше 
Состояние дорог улучшилось 
Город стал чище


Если обобщить мнение экспертов, то вырисовывается следующий портрет усредненного жителя города: «типичный представитель Ужгорода» - это достаточно молодая личность, толерантная, имеющая опыт посещения соседних стран, ценностно ориентированная на западный способ жизни со склонностью к «рациональному патриотизму».


Отвечая на вопрос, «кого бы вы хотели видеть Президентом Украины?» респонденты массового опроса ответили так:


Если бы парламентские выборы проходили сейчас, то поддержка политических сил была бы следующей:


Большинство сведений о жизни Ужгорода респонденты получают по телевидению: (87,7%), из газет 47,7%, Интернет-сайтов 26,9%, радио 15.5%.


Предсказуемо высоким оказалось и пользование социальными сетями среди более молодого населения: 80,1% (18-34-х летних); 50,5% (35-54-х летних) и только 16,6% (старше 55 лет) присутствуют в социальных сетях. При этом часть население пользуется интернетом, но не социальными сетями: 11,9% (18-34), 21,7% (35-54) и 13,8% (55+). Вообще не пользуется интернетом 8,0% (18-34), 27,7% (35-54) и 69,6% (55+).


*В рамках комплексного социологического исследования был проведен массовый опрос – 1000 респондентов по месту проживания и 27 глубинных экспертных интервью.

 

 
 

 
Мы на Facebook Мы на Twitter
 


© «Политбюро» 2005—2011. Все права защищены. Производство сайта «Бюро Маркетинговых Технологий».